Паника. Я - очевидец

01.03.2014

                                                                                                                       В панике человеку кажется, что на него направлены все прожекторы 

и весь мир только тем  и живет, чтобы найти его.

Эрих Мария Ремарк, «Ночь в Лиссабоне»

                                                                          Паника. Я – очевидец.

Помню, как в универе на социальной психологии расматривали панику. Профессор сказала тогда, что изучать ее сложно. Психологу трудно абстрагироваться и остаться наблюдателем, и не поддаться настроению масс. - Угу, подумала я, вот я бы абстрагировалась.
 
     Совсем недавно я стала свидетелем этого явления. Термин «паника» берет начало в греческой мифологии. Бог Пан был покровителем пастухов, пастбищ и стад. Когда он гневался, стада безумели и бросались в пропасть.
    
     По масштабности паника бывает индивидуальной, групповой (от двух-трех человек до нескольких сотен) и массовой (тысячи и более). По глубине охвата она бывает легкой, средней и полной. При легкой панике, например, в ответ на резкий сильный звук, сигнал машины на пешеходном переходе, когда человек идет на зеленый свет, напрягаются мышцы, критичность мышления сохраняется.
 
     При средней критичность понижается, возрастает страх, осознавание происходящего деформируется под внешним воздействием. Как пример, недавняя ситуация в Киеве с якобы закрывающимися заправками стала причиной километровых очередей за бензином. Коллеге мужа с утра позвонил знакомый и, ссылаясь на очень надежный источник, рассказал, что через час закроются все заправки. Видимо, источник рассказал не только нам, информация пошла довольно быстро, очень скоро на всех заправках стояли огромные очереди, автолюбители заправили машины, в строительном маркете «Эпицентр» раскупили все канистры...  
 
      Полная паника наступает при возникновении смертельной опасности. Человек перестает контролировать свое поведение, этика, мораль, рациональность отходят на задний план. Люди могут хаотично метаться, критичность отсутствует (гибель Титаника). 
 
 
 
Причины делим условно на три группы - физиологические, психологические и социально-психологические. Физиологические предпосылки – это все, что физически ослабляет людей, так как бессонница, голод, опьянение, депрессия. Психологические - как внезапный страх, осознание бессилия перед опасностью, сильное удивление, неуверенность и т.д.   Социально-психологические причины – это, прежде всего, дефицит или избыток информации.
 
    

 Вот как в первые недели после аварии на ЧАЭС, когда информации не было в принципе. Первая официальная информация: «На Чернобыльской АЭС произошла авария, жертв и разрушений нет». Вопрос обывателя на эту информацию был таким – «а сколько километров до Чернобыля?»

Получив ответ «90-100», человек успокоительно изрекал: «Это чепуха».  Но из неофициальных источников ширилась другая информация. Вызвала гнев властей история отъезда группы англичан, которые у трапа самолета оставили одежду (загрязненную радиацией), переоделись в новое и улетели. Это считалось паникерством и раздуванием «несуществующей» проблемы. Чтобы предотвратить панику, власть не отменила ни спортивные мероприятия, ни традиционную первомайскую демонстрацию...

Две недели спустя началась «непрерывная паника» (термин, введенный украинским психологом В.О. Моляко), когда люди заполонили вокзалы, аэропорты, автовокзалы, из других городов приезжали за родственниками, чтобы «вывезти» в отдаленные, безопасные населенные пункты.

       Когда появляется незнакомый или очень сильный стимул, человек воспринимает ситуацию, как кризисную. Принимать решение нужно быстро, а это вызывает дополнительный страх. Окружающие реагируют на состояние человека, их реакция подпитывает страх.
   
    20 февраля 2014 года... Люди в Украине эмоционально расшатаны социально-политической ситуацией. Поступает деза - "как сказал очень хороший знакомый, у которого кто-то там в (название учреждения)..., все заправки могут быть закрыты в течение трех часов. А также могут быть перекрыты мосты, соединяющие левый и правый берега города Киева, закрыты въезды в столицу. Чтобы предотвратить случаи мародерства, продовольственные магазины могут быть закрыты".
   
     Зерно сомнения попало на подготовленную почву. Первая реакция людей – потрясение, ситуация была расценена, как кризисная. Возникла массовая паника средней интенсивности, подкрепленная неподтвержденной информацией в масс медиа. Многие сохраняли некоторую критичность, но внешнее влияние "давило". Отдельные люди понимали, что начинается паника, бензина и продуктов питания достаточно. Постепенно информационное заражение срабатывало и они все же бежали в магазины и покупали «про запас» ненужную бакалею, тушенку, сахар, уксус, заправлялись, уезжали из города и т.д.
Спокойствие, господа, спокойствие. Будем соблюдать приличия. Римская империя – это мы.Если мы потеряем лицо, империя потеряет голову. Сейчас не время паниковать! Для начала давайте позавтракаем. И империи сразу полегчает.
Альбер Камю, «Калигула»
   
     По моим наблюдениям, не поддаться массовой панике крайне сложно. Первая эмоция, которая возникает – чувство страха, на основе которого может начаться паника. Это очень по-человечески, это нормально, и не стоит себя обвинять в слабости. Страх, как раз, естественная реакция организма на внешние раздражители, которую обеспечивают нам инстинкт самосохранения. Нормальный человек не может совсем ничего не бояться.
   
     Страх может перейти в панику. Обдумать сложную ситуацию и найти оптимальные варианты решения можно, делая что-то, что вы контролируете, например, делать что-то руками (уборка квартиры, разбор шкафа, мытье посуды и т.д.), медитация. Помогает в подобных ситуациях осознавать происходящее, быть включенным, следовать старому правилу моего брата Алекса: «когда не знаешь, что делать, делай то, что можешь сделать».
Обсуждение статьи
Добавить сообщение